САЙТ КЕРЧЕНСКОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №4

Как помочь ребенку адаптироваться к школе.

 

Чем станет для ребенка школа-

волшебным  миром знаний или местом одиннадцатилетнего заточения, во многом зависит от близких ему людей. Ведь если вы сами будете  переживать, многократно пересказывать друзьям и знакомым ваши  опасения, ребенок будет  воспринимать  школу  как нечто опасное даже до знакомства  с ней и до начала систематического обучения.

Если вы станете пугать ребенка, предупреждая его о строгости и дисциплине, царящей в  школе, он,  скорее всего, будет робеть даже при упоминании о ней. Если вы, подогревая интерес ребенка, постараетесь описывать  предстоящее  обучение только  в  ярких красках, обещая  интересные  уроки, добрую учительницу, замечательных товарищей, - ребенок вправе будет ожидать того, что школа – это вечный праздник, и тогда ежедневные занятия , требующие терпения , собранности, могут  стать  для  него неприятной  неожиданностью .Как же тогда поступить ?Наш собственный опыт  и опыт многих родителей , чьи дети уже  переступили  этот рубеж  и успешно учатся в школе, позволили  сформулировать  некоторые  советы, которые  пригодятся вам и вашим детям.

 

1.Старайтесь поддерживать интерес ребенка к школе: поощряйте  его  потребность задавать вопросы (даже если вы устали от подобных  вопросов на эту тему). Ваши ответы и рассказы необходимы ему для ощущения уверенности  и безопасности.

 

2.Рассказывайте ребенку о школе, в которой он будет учиться. Любая информация – сколько  детей будет в классе, сколько учителей, кто из ваших знакомых учился в ней,- все это будет интересно будущему ученику, поможет сделать предстоящее обучение увлекательным, сформировать у ребенка чувство сопричастности, гордости за  свою школу.

 

3.Покавзывайте ребенку фотографии из вашей школьной жизни, рассказывайте о своих школьных  товарищах.

 

4.Попытайтесь не обсуждать при ребенке тему  выбора школы  и учителя ,особенно личностные и профессиональные качества  педагога.

 

5.Сходите вместе с ребенком в школу, расскажите и покажите, где находится  его будущий класс, столовая, актовый зал. Неизвестность может пугать ребенка, поэтому такая экскурсия  очень важна для него. Во время посещения школы  он точно узнает, в какой обстановке  окажется  в самый важный день своей жизни -1 Сентября.

6.Во время экскурсии постарайтесь узнать мнение ребенка о том ,что в школе похоже на  детский сад , а что – отличается.  При  необходимости помогите ему найти общее и различное. Такой  разговор поможет ему адаптироваться к новым условиям  гораздо быстрее.

7. Познакомьте ребенка с его будущей учительницей. Пусть он задаст (если захочет) ей интересующие его вопросы. Такая неформальная беседа поможет снизить возможное эмоциональное напряжение ,связанное с неизвестным и пугающим  предстоящим общением с УЧИТЕЛЕМ.

9.При возможности познакомьте ребенка с будущими  одноклассниками.

10.Если появится возможность, пусть ребенок  что-нибудь напишет  или нарисует на классной доске, посидит за школьной партой  или просто  пообедает в школьной  столовой.

11.Давайте ребенку правдивую информацию о школе. Не обещайте, что в школе все будет  прекрасно и радостно. Готовьте  ребенка к тому, что  обечение-это труд, а не только праздник. Заверьте  ребенка, что вы разделите с ним все предстоящие  трудности и победы!

 

 

Советы родителям будущего первоклассника.

 

1.Будите ребенка утром  спокойно, будьте  терпеливы, постарайтесь не подгонять его: Рассчитать  время, необходимое на сборы в школу – ваша задача.

2.Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: если  на первых уроках он будет думать  о булочке и соке, то  не сможет  сосредоточиться на материале урока. Если ваш  малыш  не любит школьную еду, обязательно положите  ему в портфель то, что он  предпочитает (пирожок, яблоко, питьевой йогурт).

3.Прощаясь перед дверями  школы, подбодрите ребенка, пусть он  услышит  несколько ласковых слов, а  не предупреждения  вроде «не балуйся», «веди себя хорошо» или «только попробуй,  принеси  плохие отметки».

4.Если после уроков  учитель сделал  какие-то  замечания  по поводу  поведения  или  усвоения  материала  вашим  ребенком, не торопитесь  сразу выяснять  отношения с педагогом (особенно при ребенке) или  с самим первоклассником. Если  ребенок  возбужден, очень  хочет  поделиться с вами  чем-то, выслушайте его.  Если огорчен, молчит, не пытайте его  вопросами, пусть  успокоится и все расскажет сам немного позже. Делайте выводы, выслушав обе стороны.

5.Постарайтесь встречать ребенка после уроков  доброжелательно. Даже если вас волнуют его успехи  в школе. Не начинайте  беседу  с ним  с вопроса: «Что ты  сегодня получил?» Это не самое главное в жизни  маленького  ученика. В противном  случае ваша

тревога  может  только усилить  беспокойство, свойственное  ему в первые учебные дни.

6.Придя из школы, не усаживайте ребенка  сразу за уроки: погуляйте вместе, пообедайте, очень полезен дневной сон.

7.Помогая ребенку при выполнении домашних заданий, наберитесь  терпения, подбодрите его ( у  тебя все получится), (давай разберемся вместе). Помогайте только в том  случае, если  ребенок  действительно не справляется сам.

8.через  каждые 15-20 минут работы предоставляйте ребенку возможность сменить  вид деятельности, например, предложите подвижную игру.

9.Если ребенок говорит, что плохо себя  чувствует, отнеситесь к этому серьезно : быть может, темп работы  слишком напряженный, не соответствует его физиологическим  возможностям.

10.Сравнивайте достижения ребенка  только с его  собственными  успехами (неделю, месяц назад и др.), а не  с результатами  одноклассников  и сверстников.

11.Даже если домашняя работа выполнена, на ваш взгляд, недостаточно аккуратно, желательно  не заставлять  ребенка  переписывать ее: утомление от чрезмерных  ежедневных нагрузок  может  перерасти  в  переутомление  и даже  вызвать  внезапную  болезнь.

12.воспринимайте полученные ребенком в школе оценки  спокойно, не драматизируя  ситуацию и  не хвалите его чрезмерно, фиксируйте внимание ребенка не на отметке, а на  реальных   достижениях: обращайте его внимание  на то, чему он научился за день, неделю, месяц и.т.д.

13.Укладывая  ребенка спать, вспомните вместе с ним, чего он  достиг  в течение дня. Постарайтесь  отметить его малейшие достижения: красиво написанная буква, аккуратно  уложенные в портфель  тетрадки, быстро выполненное задание  по одному из предметов. Пусть  долгий день вашего ребенка  завершит  встреча  с  друзьями  на прогулке.

14.Предъявляйте в семье  единые педагогические  требования к ребенку, все  свои  разногласия и недовольства по поводу школы, программы  обучения, учителя обговаривайте  без него.

 

 

Удачи вам и вашему ребенку!  СЧАСТЛИВОГО ПУТИ ПО ДОГОГАМ ЗНАНИЙ!

 

 

 

Мотивационная готовность

 

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к учебе. А это значит, что ребенку должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять.

При этом отличают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, «хочу портфель, как у брата» или «хочу красивый пенал». Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания.

Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе и положительное отношение:

  • к школе;
  • к учителю;
  • к учебной деятельности;
  • к самому себе.

Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр.

 

Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что просто так его в школе хвалить никто не будет. Если ребенок привык к постоянному одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.

 

 

Ни в коем случае нельзя заставлять малыша, если он больше не хочет заниматься. Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться.

 

Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности. Если ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Это поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за доделанную до конца работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу.

 

 

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир!

 

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Она включает в себя следующие параметры психического развития:

Личностно-социальная готовность

Ребенок к моменту поступления в школу должен быть готов к общению, взаимодействию – как с взрослыми, так и со сверстниками. Современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом, принятия совместных решений, «разруливания» конфликтных ситуаций.

Легко ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли часто вы берете на себя его функции? У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

Эмоционально-волевая готовность

Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя.

В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:

- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;

- не умеет работать по правилу;

- не умеет работать по образцу;

- нарушает дисциплину.

В школе ребенка ждет напряженный труд. И далеко не всегда обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

Как ни странно, развить эти качества поможет  игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д. Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми. Так ему будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь он будет знать, что для этого есть специальное «шумное время».

Интеллектуальная готовность

Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Но достигает он этих способностей только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”. Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и “пичкание” ребенка готовыми знаниями. Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.

К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных. Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину.

В общении с ребенком главное – интерес. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло — мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, которые светятся, и т. д. Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного или просмотренного.Часто дети все понимают по-своему.. Примером может служить вопрос: “Кто всех сильнее в сказке “Репка”?”. На него часто дети отвечают: “Мышка”. И только после вопросов и объяснений они приходят к правильному решению.

Важно понимать, что готовность ребёнка к школе означает лишь то, что у ребенка есть основа для развития в следующем периоде. Поэтому не надо думать, что эта готовность автоматически позволяет избежать проблем в будущем. Успокоение родителей и педагогов приведёт к тому, что дальнейшего развития не будет. Поэтому ни в коем случае нельзя останавливаться. Необходимо идти все время дальше.

 

 

 

Психолого-педагогические, социальные детерминанты девиантного поведения несовершеннолетних

 

С каждым годом растёт детская безнадзорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением.

Прежде чем начать свой доклад, давайте разберемся в терминологии.

Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных).

Проявления:

демонстрация,

  • агрессия,
  • вызов,
  • отклонение от учебы,
  • уходы из дома,
  • бродяжничество,
  • пьянство и алкоголизм;
  • ранняя наркотизация;
  • антиобщественные действия сексуального характера;
  • попытки суицида.

 

Делинквентное поведение -  повторяющиеся асоциальные проступки, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Проявления

  • оскорбления,
  • побои,
  • поджоги,
  • садистские действия,
  • мелкие кражи,
  • вымогательство,
  • распространение и продажа наркотиков.

 

Криминальное поведение - противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса.

Негативные формы девиаций являются социальной патологией. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

 

Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого?

Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит ущерб самой личности или окружающим людям.

Для отклоняющегося поведения характерно то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

Отклонения от норм поведения у подростков бывают разные:

  1. Физические – болезни; нарушения зрения, слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата.

Связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.

Причины: наследственные факторы или внешние обстоятельства.

  1. Психические - нарушения эмоционально-волевой сферы; задержка психического развития; умственная отсталость; нарушения речи; одаренность.

Связаны с умственным развитием, психическими недостатками. Могут быть врожденными или являться результатом болезни, травмы или другой причины.

  1. Педагогические.

Связаны с нормами получения или неполучения общего или профессионального образования.
Причины: нежелание учиться, неблагополучие в семье, экологические и социальные катаклизмы, отклонения в развитии.

  1. Социальные.

Связаны с понятием «социальная норма» - правила, образец действия, мера допустимого поведения.

Причины: трудности переходного возраста; неопределенность социального положения; нестабильность; экстремальные ситуации (сиротство).

Огромная работа по профилактике девиантного поведения проводится в школах города. И никогда эта работа не даст положительных результатов, если не будет проводиться совместными усилиями всех участников учебно-воспитательного процесса.

Практический психолог должен проводить с учащимися тестирование, составлять психолого-педагогические характеристики на учащихся, проводить консультативную работа с учениками и их родителями, разработка и реализация специальных развивающих, коррекционных программ; выявлять и обследовать учащихся, нуждающихся в психической коррекции, предоставлять им психолого-педагогическую помощь и поддержку.

В общеобразовательных учебных заведениях проводится профилактическая работа девиантного поведения: Месячники (Дни) правовых знаний,

Месячники борьбы со СПИДом, наркоманией, куда активно привлекаются и психологи.

Причины отклонений от норм поведения подростков:

  1. Неправильное воспитание.
  2. Медико-биологические факторы.
  3. Психические факторы

 

Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье ребенка.

Обратите на наиболее типичные способы воспитательного воздействия родителей на детей.

На первом месте – КРИК.

На втором – убеждение, отказ в получении удовольствия.

Имеет место также и физическое наказание, вплоть до избиения. (по данным опроса детей и их родителей)

Все это ребенок получает в семье, а потом приходит в школу!

Помните!

  • Ребёнка высмеивают - он становится замкнутым.
  • Ребёнок живёт во вражде - он учится быть агрессивным.
  • Ребёнка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.
  • Ребёнок растёт в упрёках - он учится жить с чувством вины.

Ребенку необходимо:

  • 5 объятий - для выживания
  • 10 объятий - для поддержки
  • 15 объятий - для роста и развития

Дети нуждаются в нашей любви!

 

© school4kerch

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz