Открытый урок в 9 – В классе Кош 1 – 3 ступеней №4
по предмету художественная культура
учителя Полюшкиной Е. В. 19 ноября 2010 год.
Тема: Театр как синтез искусств ( виды театра).
Цель: Закрепить знания о театральном искусстве как сложном пространственно – временном, его особенностях, рассмотреть виды театра, выразительные особенности театрального языка для создания сценического образа, познакомить с известными постановками и театрами, режиссёрами и актёрами.
Задачи: увлечь творческими возможностями саморазвития посредством театра, привить любовь и уважение к театральному искусству.
Оборудование: на доске размещен плакат «Виды Театра», на который в течении урока закрепляются учениками названия(лист А4): Драма (трагедия, Комедия), Музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл, кабаре), пантомима, театр кукол ( куклы перчаточные, тростевые, марионетки). Иллюстрация древнегреческого театра, зданий знаменитых театров современности.
Дидактический материал: карточки с заданиями, куклы перчаточные и тростевые, викторина на электронном носителе.
Ход Урока.
- Организация класса. Сегодня у нас урок обобщения большой темы «Театр как синтетический вид искусства». Каждый проделал большую исследовательскую работу в группах, одной из групп я поручаю задачу составить эпиграф.
- Актуализация опорных знаний:
– какую группу классификационной таблицы занимает Театр?
- почему его называют коллективным искусством (представителей профессий назвать: декоратор, сценограф, хореограф, драматург, режиссёр. Актёр. Костюмер, осветитель) и синтетическим? ( по большому количеству задействованных в творческом процессе представителей разных профессий, по объединению отдельных самостоятельных видов искусства во имя решения единой задачи для создания спектакля).
3. Мотивация к обучению: задание 2 –м группам составить и зачитать, составленный эпиграф Н. Гоголя «Театр – это Такая кафедра, с которой можно сказать миру много доброго»; Денни Дидро «Я не знаю профессии, которая бы требовала больше утонченных форм и больше чистых душ, чем театр». Укрепляем эпиграфы на доске.
4.Объявление темы урока: Фестиваль «Виды театра»:
ПЛАН: Вступление: Выход Аполлона и Муз. 1.Истоки театра ( празднование Дионисий в Др. Греции) – рассказ ведёт муза священных гимнов Полигимния. 2.Появление театральных жанров и новых видов театра. (Выступление Муз и вопросы к ученикам). 3.Викторина «история театров» - по иллюстративному материалу. 3.Презентации исследований «история театра». 4. Выполнение творческих заданий-импровизаций. 5.Подведение итогов.
Содержание: Под музыку выступает шествие Муз во главе с Аполлоном. Аполлон открывает праздник приветственным словом. Музы называют себя и представляют свой вид искусства. Затем торжественно рассаживаются на свои места в классе.
1 часть. Полигимния: В ночном небе в ярком созвездии Ориона горит скопление звёзд… Их называют Гиадами. Это нимфы, взятые на небо Зевсом – богом громовержцем. Ведь они спасли жизнь его сыну Дионису, укрыв от преследований ревнивой супруги- богини Геры. Воспитывался ими бог Дионис в прекрасной долине, а когда повзрослел, стал учить людей виноградарству, искусству виноделия. Со свитой путешествует он по сёлам и городам. Встречайте: впереди танцуют Менады – духи природы, за Дионисом – козлоногие сатиры играют на тимпанах и свирели – это духи животного царства природы, они везут на муле мудрого учителя Силена, он чуть на веселее, и сатиры ухаживают за стариком.
Под музыку выезжает свита и Дионис.
Дионис: О, люди! Я Бог воскресающей и умирающей природы. Благодаря праздникам в мою честь, названными «Великие Дионисии» и «Малые Дионисии», родился театр. Свита, вам слово.
1.сатир: это было в 12 – 10 веках до н. э. Люди, одетые в козлиные шкуры с плачем шли за повозкой, умершего Бога, а затем пели гимны и дифирамбы в честь его воскресения. Мельпомена: так родилась Трагедия, ведь песни назывались «трагос одэ» – что означает в переводе с греческого языка « песнь Козлов». Этот жанр театра представляю я – муза Мельпомена.
2.сатир: на этих праздника, конечно же , люди любили подшучивать над собственными слабостями, смеяться над пороками, например такими как у Силена: чрезмерным, не воз - держанным употреблением алкоголя.
Талия: так родилась комедия, так как «комос» в переводе с греческого означает «весёлая пирушка», а «оде»-песня, отсюда комедия – весёлая песня. Жанр Комедии представляю я – муза Талия.
Силен: А в 5 веке до н.э. на Великие Диониссии устраивалось состязание театральное –Агон. Был театр и у нас в Пантикапее. Он строился на склоне гор. Посмотрите как он устроен. Назовите ка мне составляющие этого строения.( орхестра, амфитеатр, проскениум, скена).
Мельпомена: назовите знакомые вам трагедии и драматургов.
Талия: Какие комедии вы читали, смотрели и знаете ли их авторов, назовите!
2 часть: О рождении новых видов театра.
Терпсихора: Я, муза танца Терпсихора, заявляю: ни один праздник не обходился без танца. Охотники, воины, собираясь с духом, исполняли культовые танцы. Благодаря мне в средневековой Франции зародился новый вид театра - БАЛЕТ. Вопрос: назовите балеты и имена композиторов, написавших к ним музыку. Чтобы был понятен смысл действия, писался текст, как он назывался? (либретто).
Появился ещё один вид театра, который вы должны назвать сами. Посмотрите представление! Я приглашаю на помощь Каллиопу, музу эпической поэзии.
(во время рассказа ученики разыгрывают пантомиму)
Каллиопа: Миф о Дафне. (Римский поэт Овидий написал на такого рода мифы произведение «Метаморфозы» (превращения). Однажды Аполлон – бог покровитель искусства стоял над поверженным Чудовищем Пифоном. У его ног крутился, натягивая свой лук Эрот. Аполлон посмеялся над его маленьким луком. Обиженный Эрот выстрелил в Бога стрелой, вселяющей Любовь, На берегу веселилась речная нимфа Дафна – дочь речного бога Пелея. Эрот пронзил её сердце стрелой, убивающей любовь. Аполлон, встретил однажды прекрасную Дафну и влюбился в неё. Но нимфа в испуге отшатнулась от него и стала убегать. Аполлон пустился в погоню. Уговаривая её принять его любовь он молил Дафну остановиться. Но нимфа попросила отца защитить её, спрятав в земных недрах.Вот – вот Бог настигнет её, но вдруг, вскинутые вверх руки Дафны превратились в листья и ветви, её торс покрылся древесной корой. В горе обнял Аполлон свою любимую и зарыдал: в его объятиях оказался стройный лавр. «Так пусть же твоя листва не умирает и будет вечно зелёной!» - воскликнул Бог. Лавр в знак согласия склонил к Аполлону на плечи свои ветви. В память о своей любви к нимфе Аполлон сплёл себе венок из лавра, с тех пор победителей в искусстве награждают лавровым венком.
Терпсихора: как называется этот вид искусства, где актеры не говорят, а доносят смысл жестами, мимикой, движениями (Пантомима).
3.Каллиопа: Уважаемые зрители, есть вид театра, где общаются герои только посредством пения. Как называется этот вид театра? Как называется пение солистов? (Опера, ария). Назовите знакомые вам оперы и их исполнителей.
4. Эвтерпа: Я, муза лирики Эвтерпа, прошу выйти сюда музу Комедии и музу танца. Новый вид театра объединяет прозаическую речь, лирическое пение, танцевальные номера в весёлом водовороте событий. О каком театральном виде идет речь? (Оперетте) Назовите известные вам оперетты и авторов. (Кальман «Фиалка Монмартра», И. Штраус «Летучая мышь», «Цыганский Барон»). Читает стихи о театре.
5.Эрато: Я, муза любовных песен. Прекрасно владела этим искусством древнегреческая поэтесса Сапфо. Послушайте современную песню этого жанра, а поможет мне её исполнить Мельпомена.
(исполняется песня «Ты меня на рассвете разбудишь» из рок – оперы А. Рабникова «Юнона и Авось»)
Эрато: Скажите, В каком виде театра соединено искусство танца ( музы демонстрируют себя), комедии, пение джаза, исполнение европейских и американских песен? ( мюзикл). Посмотрите дуэт из мюзикла и отгадайте произведение. (Видео материал м. «Ромео и Джульетта» Ж. Пресгурвик).
3 часть:
Учитель: спасибо, а сейчас посмотрите на выставку иллюстраций и назовите знакомые вам театры, что вы о них знаете? (театр И. Франко в Киеве – актёр Богдан Ступка, основатель Гнат Петрович Юра, А.Д. театр им. Горького в Симферополе – режиссёр Анатолий Григорьевич Новиков. МХАТ им. М. Горького в Москве – режиссёры основатели К.С. Станиславский и В.И. Немирович - Данченко).
Учитель: И ещё один Вид театрального искусства, родившийся в глубокой древности из культовых празднеств, представят нам Учащиеся – исследователи, а помогут им герои др. комедии Сатир и Силен.
( Презентация кукол древнего античного кукольного представления: Геракла, Гермеса, Деметры, Коры, Плутона и др.)
4 часть: Задание группам (по 4 человека в каждой): а) написать диалог для кукол : Буратино (итальянская) и Петрушки (русская).
б) монолог для трагической актрисы (картина «Княжна Тараканова»);
в) диалог комедии («Охотники на привале»)
Учитель: с остальными ребятами мы посмотрим видео материал о театре. Назовите виды театров и составные части интерьера театрального здания. Называем виды кукол (перчаточные, тростевые, марионетки). Назовите известный кукольный театр и его создателя (Образцов).
( ученик рассказывает о Государственном Московском театре кукол им. Образцова).
Учитель: а теперь проверим выполнение творческих заданий (По 4 человека):
( Ученики-Кукловоды показывают действия кукол, а драматурги озвучивают маленький авторский скетч. Театр драмы: Монолог трагический читает одна ученица по выбору группы; Диалог комедийный озвучивают все участники группы.)
5 часть: Аполлон торжественно заканчивает фестиваль (ученик сам по заданию учителя составляет свою речь).
Учитель: Ребята, понравился ли вам вид театрального искусства? Театральное искусство продолжает развиваться, активно используя новые жанры кино, телевидения и их возможности. Возможно, скоро появится лазерный театр? Возвращаясь к эпиграфам, попробуем ответить: правы ли в своих высказываниях писатели и что хотите сказать о возможностях этого искусства вы!
Высказывания учащихся.
Учитель благодарит всех, выставляет оценки.
Фотогалерея
Остальные фотографии на Я.Фотках |