Аналитический отчет о деятельности психологической службы
Керченськой общеобразовательной I-III ступеней школы № 4
Основной целью деятельности психологической службы системы образования является социально-психологическое обеспечение процесса реформирования образования, осуществления психологической экспертизы, социально-психологической коррекции и социальной реабилитации учащейся молодежи; психологическая просвещение всех участников образовательного процесса.
Исходя из этого была поставлена такая цель:
- Оптимизация, адаптация, обучение, воспитание и развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности;
- Оптимизация взаимодействия между различными субъектами учебно-воспитательного процесса.
Для реализации цели выполнялись следующие задачи:
- Осуществлялся психологическое сопровождение детей;
- Проводилась работа по оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Работа проводилась на основе разработанного плана по следующим направлениям: психодиагностическая, коррекционно-восстановительная, консультативная, организационно-методическая работа, психологическая просвещение и связи с общественностью.
В целом результаты работы можно оценить на удовлетворительно. Как позитив можно отметить то, что, по сравнению с прошлым годом, повысилось активное сотрудничество учителей, медработников и других работников школы с психологом.
Психодиагностическая работа включала в себя психологическое обследование детей, условий обучения и развития.
Исследовался уровень социально-психологической адаптации ребенка к обучению. Проводился мониторинг адаптации учащихся 5-х классов к обучению в средней школе. Учеников 1-х классов к обучению в школе. Адаптация учеников 10 –х классов к обучению в старшей школе. Учеников 4-х классов готовность к переходу в среднюю школу. В ходе которых исследовалась тревожность учеников, уровень их самооценки, социальный статус в коллективе, сплоченность классных коллективов.
Самооценка учащихся по всем параметрам была завышена. Уровень тревожности колебался от нормального до незначительно повышенного, высокий уровень тревожности наблюдался у незначительного числа детей. Совместно с педагогами этих классов были определены школьные трудности. По всем исследуемым параметрам были выведены результаты , разработаны рекомендации.
Проводилась также диагностика интересов и склонностей учащихся в условиях профессиональной деятельности. Проведены исследования по методике Карта интересов, анкетирования и дополнительные исследования профессиональной направленности. Были выявлены общие жизненные интересы учащихся, на какие предметы им следует обратить внимание и глубже изучать. По сравнению с прошлыми данными, ученики объективно реально относятся к выбору профессии. Почти все результаты соответствуют индивидуальным возможностям ребенка.
Проведена работа с одаренными детьми.
Проведены мониторинги воспитанности, толерантности. Результаты мониторингов доведены до педагогов на педагогических советах, разработаны рекомендации.
Уровень воспитанности – выше среднего. Индекс толерантности - средний (в одних социальных ситуациях дети повели бы себя толерантно, в других - нет).
Аспекты воспитанности:
Проведено диагностическое исследование суицидального риска. На его основе определены основные направления деятельности и работы с данной категорией детей.
Консультационная работа включала в себя консультации педагогов по результатам психодиагностики, использование некоторых методик, обращались за помощью в подборе литературы.
В этом году добавилось консультирование классных руководителей по вопросам исследования личности ученика и составление характеристик.
Проводились также консультации родителей по проблемным вопросам, которые их интересовали. Родители обращаются к психологу редко, только в острых ситуациях. В следующем году нужно уделить больше внимания этому аспекту.
Проводилось личностное консультирование, необходимость в котором возникала периодически у учащихся старших классов по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, которые обычно скрываются от посторонних. На протяжении года количество консультаций было не значительное, хотя в целом наблюдается ситуация что, дети готовы обращаться за помощью, и хотят просто быть выслушанными. Необходимо повысить интерес к обращениям со стороны младших школьников.
Коррекционно-восстановительная работа. Ряд детей, которые находятся в нашей школе имеют определенные отклонения и трудности в пределах психологической нормы.
С учащимися младших классов проводилась индивидуальная коррекция познавательных процессов (памяти, внимания, мышления). За счет того, что копилка психолога новыми современными развивающими играми, которые имеют интересное эстетическое оформление и содержание, детям становится интереснее играть и в то же время развивать свои познавательные способности, даже не подозревая об этом.
Даже с старшеклассниками игры имели позитивный эффект. Они ассоциируют свою проблему с задачей, изложенным в игре, которую выполняют легко. А потом, также относятся к своей проблеме и пытаются достойно с ней справиться.
Проводилась работа с агрессивными детьми, детьми состоящими на внутри школьном учете, а также с суицидальными наклонностями. Работа с этими категориями детей выделялась в приоритетное направление.
Проведен ряд тренингов и психокоррекционных занятий:
- «Подготовка к ВНО»
- «Мой гнев»
- «Преодолеваем агрессию»
- «Снижаем тревожность»
- «Лепим страхи»
- «Позитивные взаимоотношения»
- «Уважай себя - уважай других"
- «Что такое толерантность»
- «Учимся преодолевать чувство протеста»
- «Чему меня могут научить трудные ситуации»
Проводилась работа по повышению воспитанности и толерантности к людям. Если раньше дети только получали информацию, то в этом году повысилась активность старшеклассников, которые сами находили информацию по теме, которую мы изучали и на следующее занятие приносили свои материалы (вырезки из газет, информация из Интернета) и предлагали обсудить. У учащихся было пробуждено интерес к проблеме и они уже сами начали задумываться над путями решения этих проблем.
Во время прохождения выпускниками школы внешнего независимого оценивания, им была оказана необходимая психологическая помощь и психологическое сопровождение.
Психологическая просвещение. В этом году было организовано и проведено:
- С педагогическим коллективом школы:
Выступления на педсоветах по итогам мониторингов толерантности и воспитанности. Семинар для педагогов «Психологическая подготовка к ВНО», «Организация работы по вопросу социальной защиты детей, соблюдения прав детей, охраны жизни и здоровья».Занятия с педагогами «Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков», «Формы и методы работы с детьми девиантного поведения».
2. С учениками:
Беседы на тему «Профилактика негативных явлений в молодежной среде». «Толерантность как ценность и качество личности»
Занятия «Мы за здоровый образ жизни»
Профориентационные игры «Ассоциация», «Новый город»
С учащимися старших классов проводились занятия по формированию знаний, умений и навыков по сохранению здоровья. Благодаря этим занятиям повысилась социальная компетентность учащихся по вопросам здорового образа жизни.
3. С родителями:
На родительских собраниях проведены выступления на тему «Преодолеваем агрессию у детей», « Подготовка к ВНО», « Проблемы адаптации при переходе ученика с младшей школы в среднюю».
Необходимо продолжать разъяснительную работу среди родителей, которые редко бывают в школе и практически не знакомы с созданными условиями обучения и воспитания учащихся.
Организационно-методическая работа.
В течение года психолог принимал участие в работе школьного совета профилактики, методическом совете школы, учебно - методических семинарах методического объединения практических психологов.
Значительная часть рабочего времени отводилась планированию, подготовке к запланированным мероприятиям, самообразованию, отработке и ведению документации.
Связи с общественностью .
С целью профориентации была организована экскурсия в центр занятости населения, где специалисты центра провели интересную лекцию, предоставили свои материалы. Там же каждый ученик имел возможность воспользоваться терминалом для поиска вакансий по выбранной специальности, где ученики практически узнали они смогут работать после окончания учебного заведения, а также узнали о рынке нужных специальностей.
Проведена встреча с врачом педиатром, обслуживающим школу, с целью уточнения информации о проблемах и состоянии здоровья учеников школы.
С целью налаживания контактов и обсуждения путей сотрудничества проведено посещения центра социальных служб для молодежи.
В ходе работы был выявлен ряд проблем :
1. Сложность проведения тестов, анкет, диагностических материалов, потому что дети часто не понимают поставленного вопроса, потому что очень малый словарный запас и много времени уходит на разъяснение вопроса. Дети быстро устают, не понимают, и это отражается на точности результата. Получается, что при беседе дети отвечают одно, а на бумаге отражается другой результат, иногда даже противоположное. А также много времени уходит на обработку результатов диагностики.
2. Много времени уходит на обработку научно-методической литературы, которая не является специальной, а больше времени нужно уделять на коррекционную, профилактическую работу и налаживания взаимодействия между различными субъектами учебного процесса.
3. Из-за не полной занятости (пол ставки) ряд родителей не смогли получить консультации. По той же причине не удалось провести ряд исследований и занятий.
Задачи на 2012 – 2013 учебный год:
1. Создание условия и оказание всесторонней помощи для полноценного личностного и интелектуального развития ребенка на каждом возрасеном этапе, условий для формирования у них мотивации к самовоспитанию и саморазвитию.
2. Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе его психо – педагогического изучения.
3. Профилактика и коррекция отклонений в интелектуальном и личностном развитиии ребенка.
4. Совершенствование коррекционно - развивающего направления работы.
5. Совершенствование профилактической работы с учащимися с целью снижения роста их противоправного поведения.