САЙТ КЕРЧЕНСКОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №4

Управление образования Керченского городского совета Керченский городской методический кабинет

Методический бюллетень учителей социально-гуманитарных наук «Лицом к ребёнку»

Керчь

2010-2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Развитие           творческих способностей учеников на уроках истории

(из опыта работы Бекаревой Л.И.).................................................................................... 3

  1. Проблемное обучение на уроках истории

(из опыта работы Сейдаметовой Ж. А.).......................................................................... 5

3. Игровые моменты на уроках МХК

(из опыта работы Полюшкиной Е.В.)............................................................................... 7




Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории.

(Из опыта работы учителя истории Бекарееой Л.И.)

Методическая система моей работы основывается на теории педагогики сотрудничества, в основе которой лежит идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреп­ленной взаимопонимания. На моих уроках ученики не пассивные слушатели, а активные уча­стники учебно-воспитательного процесса. Только при таких условиях можно ожидать от них творческого восприятия учебного материала, интереса к учёбе. В своей педагогической дея­тельности, я соединяю элементы и других педагогических технологий, а именно: технологию дифференцированного обучения (Инге Унт, А.С. Границкая), гуманно-личностную технологию (Ш. А. Амонашвили), технологию развивающего обучения (Л.В. Занков). В ходе реализации данных технологий я пытаюсь помочь ученикам поверить в свои силы, разбудить в них лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.

На своих уроках пытаюсь создавать следующие условия для проявления познавательной активности учащихся:

-          Чаще поощряю за правильные решения вопросов, тактично поправляю ошибки

-          Создаю на уроке ситуацию успеха, так составляю задания, чтобы каждый ученик

мог добиться успеха

- Организовываю работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только ин­дивидуальной работы, но и работы в коллективе

-          Создаю условия для самостоятельного получения знаний

-          Занимаюсь индивидуально с учениками, которые хотят знать больше

Постоянный поиск, профессиональное самоусовершенствование, личностно — ори­ентированный подход в обучении, создание комфортных условий для развития каждого ребён­ка, подталкивает меня к использованию разных форм организации учебно-воспитательного процесса во время преподавания истории, а именно:

  • Использование интерактивных технологий;
  • Информатизация учебно-воспитательного процесса;
  • Введение проектных технологий;
  • Интеграция истории с другими базовыми дисциплинами;

С целью создания благоприятных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность, на своих уроках использую активные и интерактивные технологии. Придерживаясь основных принципов педагогики со­трудничества: индивидуализация и дифференциация, а также принципов демократичности и научности, моделирую на уроках реальные жизненные ситуации, предлагаю проблему для об­щего изучения, использую ролевые игры, дискуссии, практикумы, семинары. Такие условия стимулируют творчество учащихся, обеспечивают высокий уровень познавательной активно­сти, создают атмосферу сотрудничества. Использую методы «Пресс», «Мозговой штурм», «Аквариум», «Круг идей», «Ажурная пила».

Развитию познавательного интереса способствуют применяемые мной на уроках истории игровые технологии. Игра на уроке истории — активная форма учебного занятия, которая за­ставляет учащихся вносить в познавательную деятельность свой опыт и знания. Участвуя в иг­ре, ребенок создает собственную реальность, творит свой мир. В качестве примера я хотела бы привести следующие игры, которые применяю в работе:

  • «Рекламный плакат». Эта игра может быть проведена при закреплении, повторении и обобщении исторического материала. Может быть как индивидуальная так и групповая. Уче­никам предлагается составить рекламный проспект по предложенной теме. Например, государ­ства раннего средневековья. Выполняя задания, ученики стараются подчеркнуть особенности той или иной страны, находят дополнительный материал по теме. Желательно, чтобы реклама была красочно оформлена. Данное игровое задание позволяет ребятам лучше запомнить ранее изученный материал, расширить свои знания.
  • «Исторический турнир». Эта игра также может быть использована во время проведе­ния повторительно-обобщающих уроков. Построена на разных игровых заданиях, выполнение которых требует от участников определённого запаса знаний и владение определёнными уме­ниями и навыками, которые формируются во время изучения учебного материала. К тому же создается атмосфера взаимной ответственности, внимательности, повышается интерес к работе друг друга. Т.е. создаются реальные условия реализации на практике основополагающих эле­ментов педагогики сотрудничества.
  • «Интервью с историческими героями». Эта игра позволяет заинтересовать учеников знакомством с историческими персонами, уйти от традиционной формы подачи дополнитель­ного материала (доклад, реферат, сообщение).
  • «Машина времени». Это игра-путешествие, которая очень популярна среди учащихся 5-7 классов, способствует усилению интереса и активизации эмоционального восприятия учеб­ного материала.

Приоритетным направлением в развитии исторического образования является использова­ние информационно-коммуникационных технологий. Поэтому в работе стараюсь использовать компьютерные технологии. В настоящее время разработано довольно много учебных программ по истории. Но они не всегда удобны в применении на уроке. Поэтому самостоятельно разраба­тываю компьютерные минипрограммы в виде презентаций. Мной подготовлены презентации к урокам по темам «Галицко-Волынское княжество»,«Начало Первой мировой войны», «Италия в послевоенный период». В эти программы включены дидактические материалы в виде схем, таб­лиц, контрольный текст, и учебная карта. Их применение на уроках способствует развитию по­знавательных интересов учеников, что нашло свое отражение в стремлении самостоятельно из­готавливать подобные программы. Учащимися разработаны учебные презентации по теме « Раз­витие культуры в межвоенный период», «Страны Западной Европы во 2-й половине XX в». Также на своих уроках, с целью усиления эмоционального восприятия учебного материала, часто применяю фрагменты документальных или художественных фильмов, а также отрывки из произведений писателей, цитаты известных людей. Такая форма работы, на мой взгляд, имеет важное воспитательное воздействие, способствует стимулированию эмоционально-этической оценки учащимися исторических фактов.

Фрагмент урока в 10 классе по теме «Установление в Германии нацистской диктатуры» с использованием ИКТ.

Цель: определить причины установления нацистской диктатуры; охарактеризовать внутреннюю политику режима нацистов; формирование у учащихся умение рассматривать общественные явления в конкретно-исторических условиях, используя разные источники; формировать приоритет идей общечеловеческих ценностей.

Тип: комбинированный Оборудование: ИКТ, учебник, атлас.

Основные понятия: нацизм, антисемитизм, система фюрерства, Третий рейх, гестапо.

 

Ход урока

Рассказ учителя: 30 января 1933г - Гитлер был назначен канцлером. Первое его правительство было коалиционное — «правительство национальной концентрации». Гитлер стремился к полной власти т. е хотел, чтобы его как канцлера наделили широкими полномочиями. Для этого нужно было внести изменения в Вейм. Конституцию. Это могло сделать парламентское большинство, которым НСДАП на обладали. Тогда Гитлер добился от президента роспуска парламента и назначение новых выборов на 5 марта 1933г. Но накануне сгорело здание рейхстага. В этом Гитлер обвинил коммунистов и их вычеркнули из списков кандидатов. На выборах нацисты - 44% голосов.

23 марта 1933г - вновь избранный парламент наделяет Гитлера чрезвычайными полномочиями(против -социал-демократы). Это означало окончательную ликвидацию Веймарской республики и установление-нацистской диктатуры. Таким образом в Германии, в отличии от Италии, фашисты пришли к власти законным путём.

Дальше предлагается знакомство с историческим портретом А.Гитлера: просмотр эпизода фильма «Обыкновенный фашизм», сообщения учащихся.

Обсуждение:

  1. Благодаря каким личным качествам Гитлеру удалось прийти к власти?
  2. Что было общего и различного в действиях Б.Муссолини и А.Гитлера на пути к власти ?

 

Методический бюллетень «Лицом к ребенку»

Использование игр на уроках истории.

Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от

 

самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Для того, чтобы заинтересовать ребенка                            необязательно

организовывать               целое

театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки    и                                    их

использование не сложно. Необходимыми условиями являются    знание

особенностей детей, настрой педагога, четко поставленные цели и умение учителя контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться». Использование игровых методик на уроках истории дало следующие результаты:

- игра «Отсроченная отгадка» - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание;

игра «Да - нетка» - дети с большим успехом стали выстраивать вопросы; игра «Компетентность» - успешно применение в старших классах для развития навыков формулирования собственной точки зрения и ее доказательства;

игра «Чистая доска» - более результативно применение этой игры на уроках обобщения и повторения пройденного материала в слабых классах, поскольку позволяет в полном объеме, на доступном уровне повторить весь пройденный материал. Частое использование                   нежелательно,

поскольку расслабляет детей, позволяя надеется на сильных учеников при повторении.

игра «Лови ошибку» - позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию.

2,  Постановка проблемных задач.

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладание конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного — «креативным». Интеллектуал

 

готов решать задачи, уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия. Это настоящий исследователь. «Почемучка» присутствует в каждом ребенке от рождения, но с возрастом это явление затухает, и не потому, что человек все узнал. Не в этом исследовании следует задаваться вопросом о причинах затухания. Педагоги сталкиваются с детской пассивностью, отсутствием самостоятельности, готовностью к единственно правильным ответам как с данностью. Необходимо, поэтому, приложить все усилия для возрождения активного «почемучки».

Осуществление этого процесса не так трудоемко, как кажется на первый взгляд. Во многом здесь может помочь правильно подобранный учебник. Систематическое применение элементов проблемных задач с многовариантными решениями, изложенных в учебной книге, будет способствовать и развитию креативного мышления у детей, и не так трудоемко для реализации педагогом. Главным успехом в данном опыте можно считать повышение активности детей, шквал вопросов, нестандартные ответы.

В ходе такого вида работы наблюдается, не только повышение степени интереса к предмету, поскольку учебник насыщен реальными подробностями из бытовой жизни всех слоев населения, экскурсиями в мир архитектуры и моды, но развитие у детей навыков анализа полученной информации, стремления самостоятельно расширить познавательное поле, выработку умений находить и решать задачи творческого характера. Создает высокий уровень «проблемносте», что способствует развитию познавательной активности.

Учитель истории Э.А.Аметова


Методический бюллетень «Лицом к ребёнку»

Учителя предмета «Художественная культура» в 9 -11 классах КОШ № 4 г. Керчи.

Полюшкиной Елены Владимировны.

Задача школы помочь воспитаннику познать себя и мир через призму учебных предметов, отражающих многообразие жизни.

На уроках, преподавая теоретические знания, я добиваюсь овладения учениками знаниями и умениями в комплексе, развивая у ребят ключевые компетенции.

Но, чтобы в процессе учёбы не погасла жажда познания, способность ребёнка удивляться, восхищаться тайнами и гармонией окружающего бытия недостаточно использовать на уроках интерактивные технологии.

Задача школы 21 века воспитывать культуру мышления, формировать Космическое мировоззрение у современного школьника. Это предполагает широкую интеграцию предметов и повышения философской образованности современных учителей.

Мой предмет предполагает широкую интеграцию с другими предметами не только связанными с искусством (рисование, пение, музыка, танец, театр, кино и др.), но и с такими науками как физика, химия, история, математика, биология.

Интеграция как глубинная межпредметная связь, даёт ученику целостное представление о культуре различных эпох, о месте и роли человечества в планетарной и космической эволюции.

В 21 веке предметная интеграция, компетентный подход, принцип сотрудничества - важнейшие средства в развитии мотивации ребёнка к учебным занятиям.

Психика человека устроена так, что напряжённый труд требует разрядки в получении радости и отдыха.

Поэтому необходимы мероприятия, на которых в игровой форме проявляются знания, умения, навыки и способности учеников.

Такими мероприятиями в моей практике были :

A) постановки спектаклей по изучаемым темам,

Б) Экспедиции по изучению культурного наследства (Керчь, Киев, Симферополь, Феодоссия)

B)  Встречи с творческими коллективами и Интересными людьми города.

Г) выступления детей по керченскому радио с откликами о впечатлениях от экскурсий.

В этом году я, изучив интересы и желания ребят, совместно с инициативной группой старшеклассников разработала сценарий КВН «От урока до урока». Соревновались Учащиеся 10- ого класса (команда «Почему») и 11 -ого класса (команда «Утомлённые школой»).

Наряду с огромным желанием детей проявить себя на сцене в качестве художников, танцоров, певцов, актёров в юмористических сценках и шутках, которые они готовили как домашние задания, им пришлось показать свои компетенции:

а) письменно - речевую коммуникацию в общении с соперником, с залом, в импровизации стихосложения,

б) владение информационными технологиями при подготовке викторин на темы искусства танца и астрономических знаний,

в) толерантности в принятии традиций разных национальных культур,

г)  политической и социальной, т.к. задания требовали участия в принятии групповых решений и способность нести ответственность.

КВН по содержанию был нацелен на возможность вывода самими школьниками о законе творчества, по которым живёт вся Вселенная и человек как носитель этого закона. Вне творчества человек само разрушается.

На фотографиях представлен процесс подготовки к мероприятию КВН.

 

© school4kerch

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz