САЙТ КЕРЧЕНСКОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №4

                                                                                                                                                            Урок № 40

Тема.    И.С.Тургенев. Сведения о жизни и творчестве писателя.

 

Цель:    актуализировать знания учащихся о И.С.Тургеневе, «золотом веке» русской литературы; продолжить знакомство с детством и юностью писа­теля и историей создания «Записок охотника»; фор­мировать умение выражать свои мысли, слушать, фиксировать и анализировать получаемую информацию; развивать вообра­жение; воспитывать любовь к русской природе.

 

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, компьютерная презентация, раздаточный материал.

 

Тип урока:   комбинированный (урок применения знаний и умений и ознакомления с новым материалом).

 

                                                           Вся моя биография в моих сочинениях...

                                                                                                              И.Тургенев

 

                                                   ХОД УРОКА

 

I.  Организационный момент

     Сейчас на улице зима. И хотя она уже подходит к концу, но лето придет не скоро. И поэтому мне хочется, чтобы вы посмотрели на эту веселую картинку, которая поднимет  вам настроение. И я надеюсь, что хорошее настроение сохранится у вас на весь день. (слайд 1)

 

II. Объявление темы, постановка целей и задач урока

     1. Запись темы урока в тетради. (слайд 2)

 

     2. (слайд 3) На этом уроке мы не ставим перед собой цель охватить всю жизнь и творчество И.Тургенева, тем более, что литературоведы и биографы писателя до сих пор открывают все новые и новые факты его жизни. Мы лишь попытаемся заглянуть в гости к русскому писателю, узнаем, что больше всего его волновало, тревожило, радовало. Мы с вами сможем «увидеть» мир глазами Ивана Сергеевича Тургенева.

 

III. Работа над темой урока

1. (слайд 4) Эпиграфом к этому уроку я взяла слова самого писателя: «Вся моя биография – в моих сочинениях…» Что имел в виду Тургенев? Мы постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.

 

2. (слайд 5) Изучая в этом году творчество А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя, мы связывали их имена с «золотым веком» русской литературы.

     - Вспомните, какой период в русской литературе называют «золотым».

     - Почему он так называется?

     - Продолжите этот ряд имен писателей «золотого века».

    Как вы правильно сказали, в одном ряду с классиками русской литературы стоит имя И.С.Тургенева, потому что его произведения являются образцами

литературного творчества.

 

3. Перед тем как начать свой рассказ о Тургеневе, я предлагаю вам вспомнить сведения о писателе, которые вам уже известны. (слайд 6)

(Ученики вспоминают, что в 5 классе они изучали рассказ Тургенева «Муму»).

- Сформулируйте тему и основную мысль этого произведения.

Тема – рассказ о крепостном Герасиме, его привязанности к своей любимице и его трагедии.

Основная мысль – крепостной строй уродует души одних людей и делает несчастными других.

 

4. В процессе моего рассказа вы должны составить «визитную карточку» И.С.Тургенева. (слайд 7)

     Знаете ли вы, что такое визитная карточка?

Ознакомление с планом «визитной карточки» писателя

Задание: заполнить графы в течение рассказа учителя.

 

·   Место и время рождения

•   Родители

•   Занятия юного писателя

•   Образование

•   Литературный дебют (первое произведение)

 

   5. Лекция учителя

 (слайд 8)  И. С. Тургенев родился в 1818 году в дворянской семье в городе Орел. Он был вторым сыном в семье. Всего же их было три брата.

 

(слайд 9)   Вскоре семья переехала в деревню. Детские годы будущего писателя прошли в родовом имении матери Спасское-Лутовиново Орловской губернии.  С детских лет он сво­бодно владел тремя иностранными языками: немецким, английским, французским; много читал; принимал участие в театральных представ­лениях, которые устраивались в имении.

 

(слайд 10)  Взаимоотношения в семье между родителями были сложными, и это, безусловно, отражалось на впечат­лительном мальчике. Отец Тургенева — Сергей Николаевич — бывший военный, женился с единственной целью: поправить свое материальное положение, но де­лами семьи занимался мало. Человеком он был замкнутым, холодным и сдержанным. С жадностью ловили дети те редкие минуты, когда он проявлял к ним хотя бы мимолетную нежность или видимость участия. Будущее детей не сильно волновало его. Более всего он был занят собою, заботами о своих удовольствиях и покое.

 

(слайд 11)  Мать будущего писателя — Варвара Петров­на — на 6 лет старше мужа, была жестокой и капризной женщиной, вымещавшей свои обиды на окружающих. Её жестокость и самодурство переходило всякие границы. Имея 3 тысячи душ крепостных крестьян, она, не задумываясь, расправлялась с провинившимися. Одно имя барыни наводило ужас на дворовых людей. Их постоянно секли розгами на конюшнях, повергали издевательствам, ссылали в дальние деревни, отрывая от семьи, от близких.

     Именно детские впечатления побудили Тургенева посвятить значительную часть своих произведений борьбе с крепостным правом.

 

(слайд 12)  Маленький Тургенев любил уходить из дома, гулять по спасскому саду. Это был какой-то особенный мир, в котором были только деревья, травы и стихи, которые ему читал один дворовой, страстный любитель поэзии.

 

(слайд 13)  Часто он уходил на пруд, в котором водилась разная рыбешка. Он забавлялся ее кормлением, бросая ей хлебный мякиш, распаренные зерна ржи и пшеницы. В ненастные дни он скучал, жалея, что не удастся побывать на пруду.

Демонстрация отрывка из видеофильма.

 

(слайд 14)   Любил также Ваня общаться с людьми из народа. Лесники и охотники рассказывали ему о жизни леса, о повадках птиц и зверей. В погожие дни они брали его с собой на охоту, научили стрелять из ружья. Но любовь к природе была отравлена сознанием того, что существование всех окружающих подчинено почему-то дикому произволу его властных родителей.

 

(слайд 15)   Родители И. С. Тургенева понимали необходимость образования, и потому в 1827 году семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у домашних учителей, затем, в 1833 году, поступает на словесное отделение Московского университета

 

(слайд 16)  В 1834 году переходит на историко-филологический факультет Петербургского университета, а в 1837 году Тургенев успешно его закончил .

 

(слайд 17) Для продолжения образования Иван Сергеевич едет в Берлинский универ­ситет, где посещает лекции, занимается классическими языками, пишет стихи.

 

(слайд 18) Вернувшись в Россию и попробовав свои силы на государствен­ной службе, в 1845 году Тургенев решил полностью посвятить себя ли­тературной деятельности. Среди его произведений – стихи, поэмы, очерки, рассказы, повести, романы, пьесы, критические статьи, рецензии, письма.

 

(слайд 19)  А в 1847 году выходит его первое серьезное литературное произведение — первые рассказы из будущего сборника «Записки охотника».

 

6. Проверка выполненной работы и беседа

•   Расскажите о детстве и юности Тургенева.

•   Что в детстве повлияло на становление будущего писателя?

•   Как родители относились к образованию своего сына?

 

7. Перед тем как мы продолжим рассказ о творчестве Тургенева, проведем

практикум «В творческой лаборатории писателя»

    Работа в парах.

 

Задание: на основании содержания раздаточного материала сделать вывод о Тургеневе как гениальном художнике слова-пейзажисте.

 

Карточка № 1

«В начале августа жары часто стоят нестерпимые... Именно в та­кой день случилось мне быть на охоте. Долго противился я искушению прилечь где-нибудь в тени... Удушливый зной принудил меня, нако­нец, подумать о сбережении последних наших сил [охотника и соба­ки! — Авт.] и способностей. Кое-как дотащился я до речки Исты..., спустился с кручи и пошел по желтому и сырому песку в направле­нии ключа, известного во всем околотке под названием "Малиновой воды"... Дубовые кусты разрослись по окатам оврага; около родника зеленеет короткая, бархатная травка; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги. Я добрался до ключа» («Малиновая вода»)

 

Карточка № 2                                                                      

«Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь... Бес­численные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мер­цая, по направлению к Млечному Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли...» («Бежин луг»)

 

Карточка № 3

«Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, зве­нящий, почти стенящий звук... Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке» («Бежин луг»)

 

Карточка № 4

«Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось... Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, за­говорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утрен­ней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, по­гоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун» («Бежин луг»)

 

Комментарий для учителя. Учащиеся уже знакомы с теми функция­ми, которые выполняет пейзаж в литературном произведении (он является частью всей изображаемой картины, сопровождает настроение, переживания героев). У Турге­нева мы видим ещё одну — наряду с известными: эстетическую, жела­ние показать красоту окружающего нас мира. Благодаря внимательному взгляду писателя, мы видим его краски и слышим его звуки. Предло­жите учащимся найти художественные средства языка, которые ис­пользует автор «Записок...», и обратите внимание ребят на способность Тургенева как пейзажиста тонко и образно давать описания неброской, неяркой и скромной русской природы.

 

8. Литературный монтаж об истории создания «Записок охотника»

1-й учащийся. В 1845 году Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности.

(слайд 20)  За 2 года до этого Иван Сергеевич зна­комится с известным критиком В. Белинским, который и явился идей­ным вдохновителем будущего сборника «Записки охотника».

      Летние месяцы Тургенев проводил в деревне, где все свободное время отдавал охоте. Охотни­ки в силу особой странствующей сущности своего занятия отличались большой открытостью, чуткостью к красотам природы, вольным, неза­висимым умом.

 

2-й учащийся. Встречаясь с разными охотниками из народа, слу­шая их рассказы, Тургенев постепенно погружался в стихию народной жизни, у писателя начинал формироваться замысел будущего литера­турного произведения.

(слайд 21) Так, в 1847 году в журнале «Современник» был опубликован первый рассказ И. Тургенева «Хорь и Калиныч», поло­живший начало сборнику, названному писателем «Записки охотника». Уже при жизни Ивана Сергеевича сборник стал очень популярным.

 

Учитель.

Об этой популярности сам Тургенев вспоминал… (с. 22-23)

 

9.  Сообщение учащегося о фамильном гербе рода Тургеневых.

     (слайд 22)

 

10. Результаты практикума.

- Вспомните, какую роль играет пейзаж в художественном произведении.

      (слайды 23, 24, 25)

 

 

 

 

 

11. Слово учителя.

     Литературные заслуги Тургенева высоко ценили не только в России.

     Летом 1879 года он получил известие, что Оксфордский Университет в Англии присвоил ему за содействие «Записками охотника» освобождения крестьян от крепостного права степень доктора права.

     К концу жизни слава Тургенева достигла своего апогея как в России, так и в Европе, где критика причислила его к первым писателям века.

 

     А теперь давайте вернемся к эпиграфу урока. (слайд 26)

Попробуйте объяснить его смысл, опираясь на те знания, которые вы получили на этом уроке.

 

IV. 1.  Подведение итогов урока с использованием метода «Микрофон»

(слайд 27)

- На этом уроке я узнал, что…

- Мне особенно запомнилось…

- Меня поразило…

- Я восхищаюсь…

 

2. Оценивание работы учащихся на уроке.

 

V. Домашнее задание

(слайд 28)

Прочитать по учебнику статью, с.174-176.

Ответить на вопросы 1, 2 на с. 178 (устно)

 

 

© school4kerch

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz