Урок № 40
Тема. И.С.Тургенев. Сведения о жизни и творчестве писателя.
Цель: актуализировать знания учащихся о И.С.Тургеневе, «золотом веке» русской литературы; продолжить знакомство с детством и юностью писателя и историей создания «Записок охотника»; формировать умение выражать свои мысли, слушать, фиксировать и анализировать получаемую информацию; развивать воображение; воспитывать любовь к русской природе.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, компьютерная презентация, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный (урок применения знаний и умений и ознакомления с новым материалом).
Вся моя биография — в моих сочинениях...
И.Тургенев
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сейчас на улице зима. И хотя она уже подходит к концу, но лето придет не скоро. И поэтому мне хочется, чтобы вы посмотрели на эту веселую картинку, которая поднимет вам настроение. И я надеюсь, что хорошее настроение сохранится у вас на весь день. (слайд 1)
II. Объявление темы, постановка целей и задач урока
1. Запись темы урока в тетради. (слайд 2)
2. (слайд 3) На этом уроке мы не ставим перед собой цель охватить всю жизнь и творчество И.Тургенева, тем более, что литературоведы и биографы писателя до сих пор открывают все новые и новые факты его жизни. Мы лишь попытаемся заглянуть в гости к русскому писателю, узнаем, что больше всего его волновало, тревожило, радовало. Мы с вами сможем «увидеть» мир глазами Ивана Сергеевича Тургенева.
III. Работа над темой урока
1. (слайд 4) Эпиграфом к этому уроку я взяла слова самого писателя: «Вся моя биография – в моих сочинениях…» Что имел в виду Тургенев? Мы постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.
2. (слайд 5) Изучая в этом году творчество А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя, мы связывали их имена с «золотым веком» русской литературы.
- Вспомните, какой период в русской литературе называют «золотым».
- Почему он так называется?
- Продолжите этот ряд имен писателей «золотого века».
Как вы правильно сказали, в одном ряду с классиками русской литературы стоит имя И.С.Тургенева, потому что его произведения являются образцами
литературного творчества.
3. Перед тем как начать свой рассказ о Тургеневе, я предлагаю вам вспомнить сведения о писателе, которые вам уже известны. (слайд 6)
(Ученики вспоминают, что в 5 классе они изучали рассказ Тургенева «Муму»).
- Сформулируйте тему и основную мысль этого произведения.
Тема – рассказ о крепостном Герасиме, его привязанности к своей любимице и его трагедии.
Основная мысль – крепостной строй уродует души одних людей и делает несчастными других.
4. В процессе моего рассказа вы должны составить «визитную карточку» И.С.Тургенева. (слайд 7)
Знаете ли вы, что такое визитная карточка?
Ознакомление с планом «визитной карточки» писателя
Задание: заполнить графы в течение рассказа учителя.
· Место и время рождения
• Родители
• Занятия юного писателя
• Образование
• Литературный дебют (первое произведение)
5. Лекция учителя
(слайд 8) И. С. Тургенев родился в 1818 году в дворянской семье в городе Орел. Он был вторым сыном в семье. Всего же их было три брата.
(слайд 9) Вскоре семья переехала в деревню. Детские годы будущего писателя прошли в родовом имении матери Спасское-Лутовиново Орловской губернии. С детских лет он свободно владел тремя иностранными языками: немецким, английским, французским; много читал; принимал участие в театральных представлениях, которые устраивались в имении.
(слайд 10) Взаимоотношения в семье между родителями были сложными, и это, безусловно, отражалось на впечатлительном мальчике. Отец Тургенева — Сергей Николаевич — бывший военный, женился с единственной целью: поправить свое материальное положение, но делами семьи занимался мало. Человеком он был замкнутым, холодным и сдержанным. С жадностью ловили дети те редкие минуты, когда он проявлял к ним хотя бы мимолетную нежность или видимость участия. Будущее детей не сильно волновало его. Более всего он был занят собою, заботами о своих удовольствиях и покое.
(слайд 11) Мать будущего писателя — Варвара Петровна — на 6 лет старше мужа, была жестокой и капризной женщиной, вымещавшей свои обиды на окружающих. Её жестокость и самодурство переходило всякие границы. Имея 3 тысячи душ крепостных крестьян, она, не задумываясь, расправлялась с провинившимися. Одно имя барыни наводило ужас на дворовых людей. Их постоянно секли розгами на конюшнях, повергали издевательствам, ссылали в дальние деревни, отрывая от семьи, от близких.
Именно детские впечатления побудили Тургенева посвятить значительную часть своих произведений борьбе с крепостным правом.
(слайд 12) Маленький Тургенев любил уходить из дома, гулять по спасскому саду. Это был какой-то особенный мир, в котором были только деревья, травы и стихи, которые ему читал один дворовой, страстный любитель поэзии.
(слайд 13) Часто он уходил на пруд, в котором водилась разная рыбешка. Он забавлялся ее кормлением, бросая ей хлебный мякиш, распаренные зерна ржи и пшеницы. В ненастные дни он скучал, жалея, что не удастся побывать на пруду.
Демонстрация отрывка из видеофильма.
(слайд 14) Любил также Ваня общаться с людьми из народа. Лесники и охотники рассказывали ему о жизни леса, о повадках птиц и зверей. В погожие дни они брали его с собой на охоту, научили стрелять из ружья. Но любовь к природе была отравлена сознанием того, что существование всех окружающих подчинено почему-то дикому произволу его властных родителей.
(слайд 15) Родители И. С. Тургенева понимали необходимость образования, и потому в 1827 году семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у домашних учителей, затем, в 1833 году, поступает на словесное отделение Московского университета
(слайд 16) В 1834 году переходит на историко-филологический факультет Петербургского университета, а в 1837 году Тургенев успешно его закончил .
(слайд 17) Для продолжения образования Иван Сергеевич едет в Берлинский университет, где посещает лекции, занимается классическими языками, пишет стихи.
(слайд 18) Вернувшись в Россию и попробовав свои силы на государственной службе, в 1845 году Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности. Среди его произведений – стихи, поэмы, очерки, рассказы, повести, романы, пьесы, критические статьи, рецензии, письма.
(слайд 19) А в 1847 году выходит его первое серьезное литературное произведение — первые рассказы из будущего сборника «Записки охотника».
6. Проверка выполненной работы и беседа
• Расскажите о детстве и юности Тургенева.
• Что в детстве повлияло на становление будущего писателя?
• Как родители относились к образованию своего сына?
7. Перед тем как мы продолжим рассказ о творчестве Тургенева, проведем
практикум «В творческой лаборатории писателя»
Работа в парах.
Задание: на основании содержания раздаточного материала сделать вывод о Тургеневе как гениальном художнике слова-пейзажисте.
Карточка № 1
«В начале августа жары часто стоят нестерпимые... Именно в такой день случилось мне быть на охоте. Долго противился я искушению прилечь где-нибудь в тени... Удушливый зной принудил меня, наконец, подумать о сбережении последних наших сил [охотника и собаки! — Авт.] и способностей. Кое-как дотащился я до речки Исты..., спустился с кручи и пошел по желтому и сырому песку в направлении ключа, известного во всем околотке под названием "Малиновой воды"... Дубовые кусты разрослись по окатам оврага; около родника зеленеет короткая, бархатная травка; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги. Я добрался до ключа» («Малиновая вода»)
Карточка № 2
«Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь... Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению к Млечному Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли...» («Бежин луг»)
Карточка № 3
«Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук... Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке» («Бежин луг»)
Карточка № 4
«Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось... Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун» («Бежин луг»)
Комментарий для учителя. Учащиеся уже знакомы с теми функциями, которые выполняет пейзаж в литературном произведении (он является частью всей изображаемой картины, сопровождает настроение, переживания героев). У Тургенева мы видим ещё одну — наряду с известными: эстетическую, желание показать красоту окружающего нас мира. Благодаря внимательному взгляду писателя, мы видим его краски и слышим его звуки. Предложите учащимся найти художественные средства языка, которые использует автор «Записок...», и обратите внимание ребят на способность Тургенева как пейзажиста тонко и образно давать описания неброской, неяркой и скромной русской природы.
8. Литературный монтаж об истории создания «Записок охотника»
1-й учащийся. В 1845 году Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности.
(слайд 20) За 2 года до этого Иван Сергеевич знакомится с известным критиком В. Белинским, который и явился идейным вдохновителем будущего сборника «Записки охотника».
Летние месяцы Тургенев проводил в деревне, где все свободное время отдавал охоте. Охотники в силу особой странствующей сущности своего занятия отличались большой открытостью, чуткостью к красотам природы, вольным, независимым умом.
2-й учащийся. Встречаясь с разными охотниками из народа, слушая их рассказы, Тургенев постепенно погружался в стихию народной жизни, у писателя начинал формироваться замысел будущего литературного произведения.
(слайд 21) Так, в 1847 году в журнале «Современник» был опубликован первый рассказ И. Тургенева «Хорь и Калиныч», положивший начало сборнику, названному писателем «Записки охотника». Уже при жизни Ивана Сергеевича сборник стал очень популярным.
Учитель.
Об этой популярности сам Тургенев вспоминал… (с. 22-23)
9. Сообщение учащегося о фамильном гербе рода Тургеневых.
(слайд 22)
10. Результаты практикума.
- Вспомните, какую роль играет пейзаж в художественном произведении.
(слайды 23, 24, 25)
11. Слово учителя.
Литературные заслуги Тургенева высоко ценили не только в России.
Летом 1879 года он получил известие, что Оксфордский Университет в Англии присвоил ему за содействие «Записками охотника» освобождения крестьян от крепостного права степень доктора права.
К концу жизни слава Тургенева достигла своего апогея как в России, так и в Европе, где критика причислила его к первым писателям века.
А теперь давайте вернемся к эпиграфу урока. (слайд 26)
Попробуйте объяснить его смысл, опираясь на те знания, которые вы получили на этом уроке.
IV. 1. Подведение итогов урока с использованием метода «Микрофон»
(слайд 27)
- На этом уроке я узнал, что…
- Мне особенно запомнилось…
- Меня поразило…
- Я восхищаюсь…
2. Оценивание работы учащихся на уроке.
V. Домашнее задание
(слайд 28)
Прочитать по учебнику статью, с.174-176.
Ответить на вопросы 1, 2 на с. 178 (устно)